05 июля 2006

Новая волна или новый "пузырь"

Опубликовано в журнале "Компьютерра" №24 от 28 июня 2006 года
http://offline.computerra.ru/2006/644/275339/

Наступило жаркое лето, и, готовясь к отпускам, охлажденному вину, яркой зелени и свежим морепродуктам, надо немного остудить жар предыдущих обсуждений темы Web 2.0. Хочется осмыслить несколько аспектов, связанных с этой тематикой. Первый вопрос, возникающий у любого входящего в тему: может быть, это все спекуляция, терминологическая игра, придуманная теоретиками и практиками фондового американского рынка, чтобы раздуть новый доткомовский пузырь?

Не думаю, что все так прямолинейно. Хотя доля истины в этом определенно есть. С 2000 года прошел достаточный срок, чтобы деньги у инвесторов залежались, первоначальный доткомовский испуг от громкого "буха" начал забываться. Пора уже кому-нибудь придумать новую фишку, чтобы на нее можно было разводить будущих акционеров и венчуров на "деньги". Извините, на стартапы. Но ведь игра не могла быть придумана на пустом месте. Какие-то причины для этого наверняка были. Да, забыл оговорить в начале, что пока я веду речь только об американском Интернете. К российскому состоянию дел мы вернемся чуть позже.

Да, без сомнения, такая причина была - появилось огромное количество будущих игроков, они же пользователи Интернета. Предыдущей большой игрой людей убедили в необходимости использования электронной почты, онлайн-банкинга, электронных покупок в магазинах и аукционах. Им дали новый продукт и убедили, что он нужен позарез. "Как, вы еще не подключились к быстрому Интернету? Ну что вы, соседушка, это уже просто неприлично…" И вот сотни миллионов вошли в дверь и растерялись от обилия мигающих разноцветных пимпочек в комнате. На какую пимпочку нажать, зачем мы вообще сюда пришли - озадачились они. И погрузились в поиск чего-нибудь полезного в этой бездонной яме. Так начался феномен Google и преддверие второй волны развития Интернета.

Некоторые представители новой волны, убрав из интерфейса цветные пимпочки и оставив в логотипе лишь цветные шарики, до предела упростили задачу поиска для этой массы новых и "непродвинутых" пользователей. Это была правильная и гениальная идея, сравнимая с появлением персонального компьютера. Но говорить только об упрощении интерфейса как-то "невенчурно". Поэтому появились идеологи "новых" технологий и решений. Хотя, честно говоря, до сих пор не понимаю, что в AJAX или в чем-то аналогичном сверхреволюционного. Что революционного в массовом переписывании интерфейсов всех сайтов, тоже не очень понимаю. Это я так, отвлекся. Так вот, вернемся к "технологическому" объяснению феномена Web 2.0. Товарищи идеологи с тех пор нам всем объясняют, что, дескать, как только вы слепите сайт на новых технологиях, вы войдете в историю Интернета и вас обязательно купит кто-нибудь из монстров. Вранье бесцеремонное. Если во время первой волны действительно можно было построить технологические стартапы и успешные технологические компании, то сейчас это практически нереально.

Ответ на вопрос "почему же нереально?" эквивалентен ответу на третий вопрос - что же нужно дать этому "Большому Бухарцу", по определению Ходжи Насреддина. С новой реальностью мы их познакомили, а потребностей, которые можно удовлетворять в киберпространстве, раз-два и обчелся. Попытки ответа на этот вопрос содержатся во многих статьях на эту тему (в том числе и в моих предыдущих колонках - "Web 2.b" и "Web 2.c", "Пользователь 2.0"). Нужны сервисы для людей и бизнеса, а не технологии. Технологии - всего лишь инструмент для реализации ваших идей и потребностей ваших будущих клиентов. Только сотни тысяч, миллионы лояльных клиентов компании определяют ее будущую ценность и ценность ее брэнда. Придумывайте не технологии, а их реализации.

Что же происходит на российской ниве, пока американские инвесторы и стартапы говорят о технологиях, одновременно работая на увеличение клиентской базы. Мы, как обычно, увлеклись реализацией красивых технологических идей в единичном экземпляре, а при отсутствии таковых занимаемся массовым клонированием чужих идей. При этом все совершенно забыли, что десятипроцентный порог присутствия Интернета в обычной жизни мы только перешагнули, что за пределами МКАД тарифы на выделенку иногда запредельные относительно зарплаты. При этом одновременно начали приходить инвесторы, заряженные "шампанской" составляющей Web 2.0 и спрашивающие, на какой технологии ваша система, а не где ваши клиенты. Давайте попробуем все-таки найти золотую середину между новыми технологиями и изобретением новых потребностей или, по крайней мере, обслуживанием (пусть более легким и автоматизированным) старых офлайновых потребностей. А вторая волна пользователей скоро к нам сама придет, как только выделенка дешевле станет и зарплаты поднимутся.

Comments:
Феликс,
по-моему пора создавать антиWeb 2.0 группу ))) Я вот сейчас про Enterprise 2.0 у себя пишу. Это разводилово еще покрепче будет... (((
 
Хорошо написал!
Кстати выделенку за пределами МКАД мы врядли когда получим, ну кроме каких-то отдельных точек на карте. скорее придумают что-то беспроводное или спутниковое
 
Миш, да я ж не против Веб 2.0, а также не против телефона и телевизора :) Я, как и ты, против спекуляций на эту тему, и уж тем более, против иллюзий о мучас миллионов песетос, там лежащих
 
Алекс, после увеличения цен на диалап в регионах, свершившегося недавно, думаю, что выделенка будет уже в следующем году и там. Деваться некуда.
 
Ну тогда точнее - АнитиВеб2Жулье!

Это же наши деньги, нефиг их всяким жуликам отдавать )))
 
Позволю себе стать на защиту "нового" веба: http://feygin.elashkin.com/2006/07/web-20.html
 
Даниил, так я ж не против самог Веб2.0, как и Миша. Мы против шарлатанов, которые используют модный маркетинговый термин, под это пытаются выбить деньги у инвесторов, что иногда вполне получается, а потом, все про...тратив, говорят: "звиняйте, батько, не получилось".
Никто же не отрицает, и я в том числе, наличие там интересных проектов.
Помню, как в советские времена мне было интересно читать советскую прозу и стихи - в куче мусора и просоветчины так попадались просто алмазы. Так и с Веб 2.0, надо просто спокойно очищать луковицу :)
 
Феликс, я просто считаю необходимым обращаться не только к потенциальным инвесторам, рассматривающим построенные на воздухе бизнес-планы, но и к тем, кто думает над созданием объективно востребованных проектов. Ведь когда такие люди читают авторитетное мнение о том, что денег, мол, в этом деле нет, то и делать ничего не хочется. А если идея хорошая есть, то нужно ее реализовывать, и деньги, вероятно, найдутся -- была бы неудовлетворенная (или недостаточно удовлетворенная) потребность и жизнеспособная бизнес-модель.
 
Так против этого кто ж возражает. Собственно, через месячишко, насколько я знаю, как раз будет номер КТ, посвященный стартапам.
Да и сам я не прочь поразглядывать перспективные проекты :) Но при этом розовые очки надо с народа снимать. А то разочарование и последующий откат будет очень тяжелым, как для инвесторов, так и для стартапщиков.
 
Отправить комментарий

<< Home

This page is powered by Blogger. Isn't yours?