24 мая 2006

Пользователь 2.0

Опубликовано в журнале "Компьютерра" №19 от 24 мая 2006 года
http://www.computerra.ru/270256/

Web 2.0, Office 2.0, Enterprise 2.0 - сколько еще появится сокращений, привязанных к модной концепции? Контент, создаваемый самими клиентами и раздаваемый самостоятельно умными серверами-сервисами. Все это классно, только непонятно, кто всем этим будет пользоваться и кто же все эти новомодные штучки будет покупать. Вот когда вы приходите в парикмахерскую, думаете ли в этот момент - какими ножницами будут вас стричь, с помощью каких технологий моделировалась ваша прическа? Маловероятно. Вы хотите, чтобы вас постригли и чтобы после этого вы не выглядели полным уродом, похожим на типичную фотографию в российском паспорте.
То, что программисты никогда не думают о конечном пользователе, стало уже расхожей и банальной фразой. Как и положено журналисту (в каковом качестве сейчас выступаю), эту банальность я уже освещал в одной из прежних колонок. Но с приходом новой концепции программ и сервисов в Интернете пора опять ее вспомнить. Если раньше, в Интернете первой версии, пользователи были в достаточной степени продвинутыми и им было интересно копаться в каталогах программ, загружать очередные фриварные и шароварные расширители возможностей старых версий Windows, то сейчас все окончательно изменилось. Нет, тенденция проявилась давно, всеми возможностями MS Word не пользовался никто. В реальной жизни обычному человеку больше трех процентов от его функциональности совершенно не нужно. Но сейчас проблема для производителей софта заключается совсем в другом. Нужно не только произвести товар (софт, сервис), но и дать его пользователю в самом начале решения возникшей бизнес-задачи. Если бизнес-задача будет решена, то думать о замене продукта на другой продукт пользователь станет года через два, не раньше.

Компьютеры, софт, как и некоторое время назад мобильные телефоны, начали превращаться в обычный потребительский товар. Со всеми вытекающими последствиями. Примеры из окружающей нас реальности можно привести, даже не сильно задумываясь. Один из моих знакомых, обычный "чайник", использует компьютер только для трех функций - Интернет, почта, написание статей. На стареньком компьютере, которому от роду было лет пять-шесть, кем-то, кого он уже никогда не вспомнит, были поставлены Opera и The Bat!. Так как мой знакомый - честный и притом состоятельный пользователь, покупая новый компьютер, в придачу к нему он купил лицензионные Windows и Office. После этого он попросил меня наладить доступ к почте и выдал записанный на клочке бумаги пароль. С тех пор прошло полгода. Никаких новых программ на его компьютере не появилось. То же самое можно наблюдать в любой компании - что сисадмин на рабочее место поставил, тем и пользуется большинство сотрудников, совершенно не задумываясь о новомодных штучках.

Что же отсюда следует для производителей и продавцов концепций, софта, сервисов, для порталов, социальных сетей, прочих продуктов от стартапов Web 2.0 и их клонов? А вот что: кто первым встал, того и тапки. Пользователь 2.0 - это обычный массовый потребитель. Первыми это поняли продавцы мобильного контента. Они же в этом году испытывают естественное начало конкуренции на обычном рынке, падение спроса, резкое снижение темпов роста объемов. Так что этот путь предстоит пройти и интернет-игрокам, особенно с появлением в России Google и MSN, и софтверщикам, уже увидевшим открытие новых представительств западных компаний. Так, месяц назад представительство Corel объявило о выходе двух русифицированных продуктов.

Сервис, программа не только должны быть удобными и классными в понимании юзеров. Ими надо дотянуться до "массовки" (в хорошем смысле этого слова). Так что впереди - затраты на рекламу в метро и на растяжках, маркетинг, вход в розничные сети, мёрчендайзинг. На сакраментальный вопрос, какая программа лучше? ответ будет простым: чем брэндовее программа, тем и лучше. О любимом словосочетании "искусство программирования" можно будет забыть. Надо будет учиться "производству программ и сервисов" и нанимать людей с профессиями, уже привычными слуху производителя масла, телевизоров, мебели, книг и, прости Господи, презервативов.

Вернемся к началу колонки. Какую парикмахерскую вы выберете для постоянного посещения? Все зависит от нескольких факторов и от того, какой из них вам важнее - цена, близость к дому, престижность, кокетничает ли с вами девушка-парикмахер, можно ли предварительно записаться на удобное время. Если после стрижки вы будете выглядеть свежим и помолодевшим, то искать другую парикмахерскую вы начнете только в случае "системного сбоя" (например, привычный вам парикмахер уехал на учебу в Париж).

Comments:
Феликс, в компаниях и для не самых обычных юзеров все не так просто. Многие были бы рады поставить дополнительный софт, но "ограничены правами" ;) на моей рабочей машине не работает Picasa, почему-то МСН и другие софтины, требующие записи в системные директории и в запрещенную часть реестра :) вплоть до того, что закрыты Program files, понятное дело, все ставится в параллельные Programs.
 
Многие, Настюша, это ты загнула :) Только продвинутые. Непродвинутые хотят аську и фотоальбом :) Но это правда, ограничений становится все больше. Что только ещ раз потверждает тезис, что будущие клиенты - это "домохозяйства", как кто-то удачно выразился.
 
Кстати, аську у нас тоже просто так не поставишь, надо звать админа. Но вот зато QIP ставится прекрасно. Про Picasa уже наисала. :) а ты говоришь аська и фотоальбом - фигушки!
 
2 Настя
А дома все это ставится? Ведь количество домашних компьютеров даже в периферии стремительно растет, а, соответственно, и софт, и сервисы могут быть востребованы при работе из дома (про фрилансеров не забудьте).
 
Отправка комментария

<< Home

This page is powered by Blogger. Isn't yours?