22 апреля 2006

Самочувствие электронной коммерции в Рунете

Опубликовано в журнале "Компьютерра" №15 от 20 апреля 2006 года
http://offline.computerra.ru/2006/635/264840/
Пациент скорее жив, чем мертв. Путь от интернет-ларьков к сетевым гипермаркетам оказался гораздо длиннее, нежели мнилось поначалу. Есть масса платежных систем, но нет массового использования. Есть множество интернет-магазинов, но покупатели не толпятся с утра перед входом, вяло переругиваясь в ожидании открытия. Почему?
Так выглядит аннотация секции по электронной коммерции и платежным системам на конференции "Интернет и бизнес", которая начнется через пару дней после выхода номера. По оценке ассоциации НАУЭТ, объем этого сектора в прошлом году превысил 1 млрд. долларов. Можно спорить с ее методиками оценки и тем более рейтингования, но почти все эксперты оценивают общий оборот примерно так же. Это хороший оборот или плохой? Тренд, естественно, хороший, но результат пока не впечатляет.

Хотя количество людей, регулярно посещающих Рунет, уже достигло пары десятков миллионов, количество покупателей измеряется пока сотнями тысяч в год, и то только у лидеров рынка. Правда, реальный рост посещений начался лишь пару лет назад, и первое время посетители просто "серфингуют" по волнам информации. Может быть, новоявленные инсерферы не знают о существовании интернет-магазинов? Вполне вероятно. Только с год назад начали появляться регулярные рубрики в различной офлайновой прессе, освещающие онлайновые ресурсы и иногда интернет-магазины. А про рекламу и говорить нечего. С одной стороны, интернетчики традиционно привыкли себя в нем родимом и рекламировать. С другой стороны, бюджеты офлайновой рекламы для небольших магазинов просто невозможны в связи с заоблачностью сумм.

Но все-таки предположим, что человек походил по каталогу товаров (не только с целью сравнить характеристики, а потом пойти в ближайший магазин на улице) и решил, наконец, выбранный товар оплатить. Первая мысль, которая приходит любому из нас в голову (из-за въевшегося в кожу печального опыта), а не обманут ли нас? Возьмут деньги - не привезут товар. Привезут, да не тот и не туда. А если сломается, вдруг не выполнят гарантийные обязательства. Офлайновый магазин - вот он, можно пойти в него, и если не получишь обратно деньги, то, поругавшись с продавцом и директором, получишь хотя бы моральное удовлетворение. А виртуальный магазин, он где? По адресу улица.ру. Как же не хватает и продавцам, и покупателям доверия к интернет-магазинам.

Хорошо, опять же предположим, что все-таки покупатель дошел до выбора способа оплаты товара. А он капризный, покупатель. Ему в одном случае хочется наличными курьеру заплатить и притом кассовый чек получить, в другом случае - обязательно кредиткой, и чтобы при этом ее номер никто не узнал, включая того, кто платеж должен принимать. Может быть, у него остались деньги на одном из "электронных кошельков", а его заставляют идти в сберкассу, где в некоторых отделениях с осени (очевидно, борясь с финансированием терроризма) при переводе ста рублей за игрушку записывают все паспортные данные. Это абсолютная правда, причем девушки действительно ссылаются на сентябрьский указ. Безумие какое-то. В общем, что-то надо делать со способами оплаты и массовым недоверием к отправке денег в "никуда". И с бумажным документооборотом при работе в секторе b2b тоже что-то надо делать. Это какой-то непрерывный paperfactory, отнимающий силы и деньги, когда на одного сейл-менеджера приходится один бухгалтер ввиду специфики товара, который покупают и частники, и юридические лица.

После того как покупатель все-таки оплатил товар и с нетерпением ждет курьера, начинается самое интересное на стороне интернет-магазина. Эх, Гоголя бы сюда и десять тысяч курьеров, бегающих по поручению новых Хлестаковых, каковыми являются некоторые так называемые курьерские службы. Проблема курьеров, видимо, так же неизбывна в России, как и салтыковская лужа в городе Глупове. Где же, мечтательно глядя в потолок, задает в пространство вопрос директор магазина, взять такую службу, которая бы в любую точку земного шара, да по двести целковых, как в Amazon.com? И чтобы курьеры не хамили клиенту и не засыпали в метро (долго потом рассказывая, что на них напали и все отобрали), и чтобы деньги донесли до кассы и не увольнялись, проработав три дня.

Вот если вышеперечисленные и многие другие проблемы еще не сложившейся инфраструктуры рынка начать решать, а не откладывать на потом, тогда и объем рынка (взглянув искоса на Америку) достигнет хотя бы 20% от общего объема розницы. Кто должен создать эту инфраструктуру? Да никто ничего не должен. От государства бы законы чуть-чуть поприличнее, да исполнение их обеспечить, а все остальное - сами.

Comments:
Первое письмо, пришедшее в ответ на эту колонку:

Здравствуйте!
"...что-то надо делать со способами оплаты и массовым недоверием к отправке денег в никуда..."

Нельзя с вами не согласиться, однако...

На прошлой неделе в одном интернет-магазине (www.sound-master.ru)
мною была обнаружена очень интересующая меня вещь - ЭЛЕКТРОГИТАРА ESP LTD EC-1000 (ASB).

Вернее, я две недели ждал поступления партии гитар марки ESP, периодически созваниваясь с менеджерами.

Забавно, но сначала мне говорили, что вожделенная модель вот-вот должна вернуться с какой-то выставки.

Потом с оптимизмом поведали о том, что приходит целый контейнер с этими музыкальными инструментами...

Я гнал прочь сомнения, ведь курьеру бессмысленно приезжать с пустыми руками...

И что вы думаете?

Вечером в прошлую пятницу усталый менеджер поведал мне, что цены на товары уже определены и скоро
появятся на сайте.

Вот и цитата новостей сайта:

"14.04.2006 | ПОСТУПИЛИ В ПРОДАЖУ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ ESP LTD БАС-ГИТАРЫ ESP LTD"

В понедельник, 17 апреля, я позвонил, чтобы заказать гитару и договориться о времени её доставки.

Переговоры свелись к тому, что я продиктовал свой номер телефона
и его лениво записали (вроде бы...) на том конце провода...

Теперь мы переходим к самому интересному.

Чуть позже я перезвонил, чтобы уточнить каким образом резрешаются
возможные форс-мажорные ситуации типа брака, некомплектности и т.д.
О форс-мажорах на сайте ничего не сказано, а велено (если что) срочно позвонить по номеру службы доставки...

Когда речь идёт о покупке стоимостью почти 900$, щепетильность не бывает излишней.
Тем более, что на сайте легкомысленно сказано, что всё проверяется специалистами,
но ведь от ошибок никто не застрахован, тем более отечественные сервисы... :)

Каково было моё удивление, когда разговаривавший со мной менеджер слегка опешил и замялся...

Эта секундная пауза отбила у меня всякую охоту делать покупки в этом интернет-магазине...

В довершение на том конце провода мне вежливо посоветовали
купить гитару где-нибудь в другом месте...и быстро повесили трубку...

ЗАНАВЕС

p.s.
Мои знакомые смеются, когда я рассказываю эту историю...

p.p.s.
Но вот мне почему-то совсем не весело...

p.p.p.s.
И я теперь не знаю, когда мне удасться перебороть вот это:

"...массовое недоверие к отправке денег в никуда..."

При том, что в данном случае мне и не нужно было никуда отправлять свои деньги...

--
Наилучшие пожелания,
Андрей
 
А чего вообще хорошего в Интернет магазинах помимо цены? Я понимаю чем хорош Софткей, когда за полчаса я получаю нужный товар. Когда же покупаешь реальные вещи, то всё становится грустно. Наличию на складе можно доверять в нескольких крупных магазинах (думаю десятка три всего). Оплатить карточкой можно только в них, остальные - налом курьеру. Поиск есть только на крупных магазинах, половина вообще выкладывает прайс в Excel и предлагает отправить заказ по электронной почте. В результате когда я хочу что-то купить, я проверяю в любимых магазинчиках наличие товара и цену через Интернет, звоню по телефону и еду выкупать (или прошу доставить, если не очень срочно). Да и то это скорее определяется отсутствием нормальных магазинов рядом.
 
Феликс,
я по поводу статистики. "Пара десятков миллионов" это очень сомнительные цифры, очень...
Как аналитик скажу простую вещь: когда интересы "счетчика" совпадают с интересами "продавцов", результаты не внушают доверия.
Объясню - "интернет деятелям" выгодно показывать аудиторию больше, больше и больше - от этого растут счета инвесторам и вообще пузо )
"Счетчикам" выгодно завышать цифры, т.к. инвесторов можно больше заманить и больше инвесторов больше отчетов купят...

Всякий раз когда интересы продавцов и "аудиторов" совпадают - начинается жульничество...
 
Миша, даже если они завышают в три раза, ну и что. Где миллионы покупателей? Я их не вижу.

И Анониму: очень характерно, что на саму секцию, кроме Озона, Софткея, еХауса, Сотино, никто даже не заявился на круглый стол. Еще видел Авантикс и все. Остальные не представлялись. Где они и есть ли они :)?
 
Есть у меня мечта идиота - открыть и-нет магазин. Самый беспокоящий меня момент - организация службы доставки.
В Америце доставкой в основном почта занимается. По идее наше государство должно быть очень заинтересовано в том, чтобы наша почта оказывала подобные услуги, причём высококачественно. Да только похоже ВВП удвоить только на бумаге собираются.
 
aik, по-моему это не такая уж и проблема. Интернет-магазины держат курьеров и всё ОК. И сайт сделать не проблема. Гораздо большей пробемой является стартовый капитал, на что купиьь партию товара, чтобы продать.
 
Лично я не люблю покупать в инет-магазинах, потому что непонятно когда приедет курьер, нужно целый день сидеть дома или делать заказ на работу, как, кстати много народу и поступает.


Далее. По поводу службы доставки. Феликс уже высказывал здесь очень интересную идею о организации сервиса, который поможет связать продавцов и курьеров воедино. Почему этим должно заниматься государство? Ну не хочет почта быть качественной, как и всё государственное у нас в России, у Юкоса себестоимость барреля нефти была всего 1.5 доллара, в то время как у госкомпаний не менее 4$. Так что не стоит рассчитывать на государство.
Ещё было бы интересно сделать, чтобы можно было найти нужный товар как можно ближе к дому по нужной цене, и заказать его, и что б его доставили быстро. Я имею ввиду интеграцию Яндекс.Адреса + Яндекс.Маркет + систему поиска подходящего курьера + чтобы на Маркете поддерживались актуальные данные + чтобы была веб-служба, через которую можно было бы заказать то что нужно. (Ну чтоб холодильник сам мог заказать если чего нет). Я б и сам занялся этим проектом, но боюсь к тому времени, когда для осуществления проекта у меня появятся деньги Яндекс уже всё сделает без меня :(.
 
Функцию доставки надо аутсорсить третьим лицам, только вот не уверен, что в России есть подобные компании, которые на высоком уровне обеспечат всю логистику даже для одного Инет-магазина, не говоря уже о нескольких.

Очень печально было получить от Болеро книгу, которую зимой, в мороз, привезла бабулька лет 65-70. Понятно, что бабушка деньги зарабатывает, но на другой стороне медали - Болеро, который просто экономит на курьерах.
 
to Mishast: Яндекс уже всё сделает без меня

Или Гугл с Майкрософтом :(, собственно, когда сидишь в Америке, и ищещь чего-то в Гугле или Лайве, служба карт все определяет и начинает тебе рекомендовать соседние магазины :)
 
Кстати, говоря о Софткее. Выбираю способ оплаты "Яндекс деньги", оформляю заказ, смотрю на сумму, нажимаю оплатить - и получаю другую сумму (в моём случае 684.80 и 720.85 соответственно). Ну и как я буду доверять такому "магазину"?
 
Алексей, это очень маловероятно. Пришлите на мой адрес номер заказа, мои разберутся.
 
Да, действительно оказалась моя ошибка. Приношу свои извинения.
 
Отправить комментарий

<< Home

This page is powered by Blogger. Isn't yours?