05 марта 2006
Особенности национального Web 2.0
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №8 от 28 февраля 2006 года
http://offline.computerra.ru/2006/628/255037/
Да нет никаких особенностей в российском Web 2.0, потому что и его самого в России нет. Можно назвать пару открытых сервисов на "Рамблере" и Mail.ru, еще штучки три накопать, созданных при фирмах по подбору кадров, и все. В списке зарубежных сервисов Web 2.0 (пример) каждую неделю появляются десятки сайтов, а России даже нет на карте инноваций. В чем причины - в малом количестве стартапов, в отсутствии венчуров или все-таки в чем-то еще? Ведь на той же карте есть страны, где интернет-пользователей не намного больше, чем у нас, то есть на неразвитость Интернета ссылаться уже неприлично.
Иногда у меня начинает складываться впечатление, что наши стартапщики подходят к двери Интернета совсем не с той стороны, с которой надо бы. Сначала разгорается мечта, что можно, как и в Web 1.0, подняться на продаже рекламы солидным рекламодателям (что само по себе иллюзия). Потом берется успешный западный проект (или того хуже, неуспешный) и начинается клонирование идеи. То, что идея клонируется совершенно без понимания локального менталитета, это однозначно. Но то, что сам локализатор не понимает, кому и зачем (включая его самого) этот сервис нужен, - очень важно. Нельзя тупо бежать за лидером, да еще за лидером в другой стране. Сперва надо научиться открывать дверь с правильной стороны.
Наблюдая много лет за развитием "шароварного" программирования, я заметил одну важную особенность. Если человек писал программу потому, что она была нужна ему самому, то обязательно найдется еще один, который ее купит. Если же программа писалась только потому, что в этой нише уже продаются программы, или по неким абстрактным соображениям, что идея хорошая и она кому-то пригодится, то совсем не факт, что на нее найдутся покупатели. Прежде чем начать реализацию вашей суперской идеи, подумайте: будете ли вы сами пользоваться этой программой, сайтом, услугой и т. д.
Что вы сегодня делали в Интернете? Пользовались поиском? Ну не просто же так зашли в Яндекс, Рамблер или Google и стали что-то искать. К примеру, вы искали билеты на конкретный спектакль. Спектакль - отлично, пойдем дальше. Заодно хорошо бы увидеть реакцию театральных критиков и зрителей, уже побывавших на спектакле. Можно ли поговорить в онлайне с режиссером, поставившим спектакль? А еще хорошо бы заказать билеты в онлайновом агентстве. А этому агентству можно доверять свою информацию о кредитке? Сколько сразу возникло вопросов, связанных всего с одним поиском, причем если вы собираетесь в Московский театр, то часть этой информации уже можно получить. А если вы не в Москве, а в другом городе? Маловероятно.
А чем вы сегодня занимались в обычной, не интернетовской жизни на работе, контактируя с другими людьми? Планировали встречи, читали дайджесты новостей, выбирали новый сервер для установки в бухгалтерии, думали, кому заказать проведение пресс-конференции. А что вы делали в минувшие выходные? Бродили по антикварным магазинам в поиске интересного подарка другу, собирающему фарфоровые фигурки 50-х годов. Созванивались с десятком приятелей в попытке поменять дубликат из своей коллекции марок. Обсуждали новые диетические рецепты со своей подругой и места, где можно купить подходящие ингредиенты. Искали гомеопатические лекарства, которые нельзя купить в вашем родном городе, обзванивая родственников по двум столицам. А несколько недель назад не вы ли обзванивали друзей, пытаясь узнать телефонные номера такси, которые все-таки работали в эти морозы? Можно ли перенести эту вашу бурную деятельность по увеличению мировой энтропии в Интернет? Есть ли подходящие сервисы или надо реализовать это самому? Вот она, заветная дверь для создания стартапов и будущего заработка сумасшедших денег (по крайней мере, на это надо надеяться). Расскажите о созданном вами сервисе вашим друзьям и приятелям, и та самая неоднократно упоминавшаяся "социальная сеть" начнет работать на вас и разносить новости. Подрастете, придумаете, как предоставить дополнительные услуги, и благодарные пользователи будут рады отдать вам свои кровные 100–300 рублей. А дальше сами знаете, как у Аркадия Райкина - 100 тысяч зрителей по одному рублю…
Если вернуться к списку сервисов на eHub, мы там как раз и увидим локальный поиск по различным городам, специализированные поиски по различным группам товаров, веб-офис для риэлторов, управление персональными финансами, напоминалки о ваших делах, обзоры бытовой техники от покупателей, сервис по ведению онлайн-резюме при поиске работы, сервис по созданию виртуальных туров для гостиниц и квартир в аренду и множество других сервисов, кажущихся на первый взгляд заточенными под малое количество клиентов. Да, надо прорабатывать вертикальные ниши. Вполне вероятно, что именно там и лежат золотые слитки.
http://offline.computerra.ru/2006/628/255037/
Да нет никаких особенностей в российском Web 2.0, потому что и его самого в России нет. Можно назвать пару открытых сервисов на "Рамблере" и Mail.ru, еще штучки три накопать, созданных при фирмах по подбору кадров, и все. В списке зарубежных сервисов Web 2.0 (пример) каждую неделю появляются десятки сайтов, а России даже нет на карте инноваций. В чем причины - в малом количестве стартапов, в отсутствии венчуров или все-таки в чем-то еще? Ведь на той же карте есть страны, где интернет-пользователей не намного больше, чем у нас, то есть на неразвитость Интернета ссылаться уже неприлично.
Иногда у меня начинает складываться впечатление, что наши стартапщики подходят к двери Интернета совсем не с той стороны, с которой надо бы. Сначала разгорается мечта, что можно, как и в Web 1.0, подняться на продаже рекламы солидным рекламодателям (что само по себе иллюзия). Потом берется успешный западный проект (или того хуже, неуспешный) и начинается клонирование идеи. То, что идея клонируется совершенно без понимания локального менталитета, это однозначно. Но то, что сам локализатор не понимает, кому и зачем (включая его самого) этот сервис нужен, - очень важно. Нельзя тупо бежать за лидером, да еще за лидером в другой стране. Сперва надо научиться открывать дверь с правильной стороны.
Наблюдая много лет за развитием "шароварного" программирования, я заметил одну важную особенность. Если человек писал программу потому, что она была нужна ему самому, то обязательно найдется еще один, который ее купит. Если же программа писалась только потому, что в этой нише уже продаются программы, или по неким абстрактным соображениям, что идея хорошая и она кому-то пригодится, то совсем не факт, что на нее найдутся покупатели. Прежде чем начать реализацию вашей суперской идеи, подумайте: будете ли вы сами пользоваться этой программой, сайтом, услугой и т. д.
Что вы сегодня делали в Интернете? Пользовались поиском? Ну не просто же так зашли в Яндекс, Рамблер или Google и стали что-то искать. К примеру, вы искали билеты на конкретный спектакль. Спектакль - отлично, пойдем дальше. Заодно хорошо бы увидеть реакцию театральных критиков и зрителей, уже побывавших на спектакле. Можно ли поговорить в онлайне с режиссером, поставившим спектакль? А еще хорошо бы заказать билеты в онлайновом агентстве. А этому агентству можно доверять свою информацию о кредитке? Сколько сразу возникло вопросов, связанных всего с одним поиском, причем если вы собираетесь в Московский театр, то часть этой информации уже можно получить. А если вы не в Москве, а в другом городе? Маловероятно.
А чем вы сегодня занимались в обычной, не интернетовской жизни на работе, контактируя с другими людьми? Планировали встречи, читали дайджесты новостей, выбирали новый сервер для установки в бухгалтерии, думали, кому заказать проведение пресс-конференции. А что вы делали в минувшие выходные? Бродили по антикварным магазинам в поиске интересного подарка другу, собирающему фарфоровые фигурки 50-х годов. Созванивались с десятком приятелей в попытке поменять дубликат из своей коллекции марок. Обсуждали новые диетические рецепты со своей подругой и места, где можно купить подходящие ингредиенты. Искали гомеопатические лекарства, которые нельзя купить в вашем родном городе, обзванивая родственников по двум столицам. А несколько недель назад не вы ли обзванивали друзей, пытаясь узнать телефонные номера такси, которые все-таки работали в эти морозы? Можно ли перенести эту вашу бурную деятельность по увеличению мировой энтропии в Интернет? Есть ли подходящие сервисы или надо реализовать это самому? Вот она, заветная дверь для создания стартапов и будущего заработка сумасшедших денег (по крайней мере, на это надо надеяться). Расскажите о созданном вами сервисе вашим друзьям и приятелям, и та самая неоднократно упоминавшаяся "социальная сеть" начнет работать на вас и разносить новости. Подрастете, придумаете, как предоставить дополнительные услуги, и благодарные пользователи будут рады отдать вам свои кровные 100–300 рублей. А дальше сами знаете, как у Аркадия Райкина - 100 тысяч зрителей по одному рублю…
Если вернуться к списку сервисов на eHub, мы там как раз и увидим локальный поиск по различным городам, специализированные поиски по различным группам товаров, веб-офис для риэлторов, управление персональными финансами, напоминалки о ваших делах, обзоры бытовой техники от покупателей, сервис по ведению онлайн-резюме при поиске работы, сервис по созданию виртуальных туров для гостиниц и квартир в аренду и множество других сервисов, кажущихся на первый взгляд заточенными под малое количество клиентов. Да, надо прорабатывать вертикальные ниши. Вполне вероятно, что именно там и лежат золотые слитки.
Comments:
<< Home
Феликс, очень много пишут о создании веба 2.0, но очень мало о методах получения прибыли с него - вы в конце затронули эту тему, но хотелось бы поподробнее. Не расскажите? :)
> Насчет прибыли поподробнее )))
Миша, обязательно, откуда и куда прибыли, и зачем прибыли, все расскажу :)
Миша, обязательно, откуда и куда прибыли, и зачем прибыли, все расскажу :)
Здравствуйте Феликс.
Для начала хочу дать ссылку на более оптимистичный взгляд на web 2.0 в России.
Мне тоже не совсем нравится бездумное копирование зарубежных сервисов, которые плохо приживаются у нас в силу особенностей менталитета. Но в этом есть и положительная сторона. Ничего нельзя построить на пустом месте. Нельзя просто выбросить опыт и чужие наработки, заявляя, что мы построим что-то кардинально новое. Сейчас происходит клонирование чужих сервисов, но это создает атмосферу для появления своих.
Теперь о целях. Вас не зря в предыдущих комментариях спрашивали про то, каким образом получить доход с web 2.0. Деньги - это очень хороший стимул. Сделать сам сервис платным у нас в стране нельзя. Вернее можно, но при этом нужно создать необходимые условия для его процветания. Чтобы заработать на контекстной рекламе, необходимо привлекать людей. А как это можно сделать? Будь у меня трижды первоклассная идея, я ничего не смогу сделать без инвесторов и поддержки.
Новый проект - большие риски. Особенно у нас. Вы ведь занимаетесь бизнесом. Никогда не поверю, что вы купите кота в мешке. А любая абсолютно новая разработка и есть этот кот. Вот и ждем, пока крупные компании, которые могут пойти на риск, заинтересуются web 2.0 всерьез.
Возможно, я во многом неправ. Я обычный программист, который в свободное время балуется web-разработками (RSS Transform). Мне за это не платят ни копейки, да и не пользуется никто. Но ведь и делаю я это не из-за денег. Мне просто это нравится. Я уже вырос из возраста, когда кажется, что стоит только пошевелить пальцем, и весь web будет у твоих ног. Я люблю программирование. Для меня сейчас самый главный вопрос не "Зачем?", а "Как?". Я понимаю, что при таком подходе не сделать коммерческий проект.
Такими поделками, косвенно связанными с web 2.0-технологиями, занимаюсь не только я. Осталось создать условия для того, чтобы из них вырос Русский Web 2.0.
Для начала хочу дать ссылку на более оптимистичный взгляд на web 2.0 в России.
Мне тоже не совсем нравится бездумное копирование зарубежных сервисов, которые плохо приживаются у нас в силу особенностей менталитета. Но в этом есть и положительная сторона. Ничего нельзя построить на пустом месте. Нельзя просто выбросить опыт и чужие наработки, заявляя, что мы построим что-то кардинально новое. Сейчас происходит клонирование чужих сервисов, но это создает атмосферу для появления своих.
Теперь о целях. Вас не зря в предыдущих комментариях спрашивали про то, каким образом получить доход с web 2.0. Деньги - это очень хороший стимул. Сделать сам сервис платным у нас в стране нельзя. Вернее можно, но при этом нужно создать необходимые условия для его процветания. Чтобы заработать на контекстной рекламе, необходимо привлекать людей. А как это можно сделать? Будь у меня трижды первоклассная идея, я ничего не смогу сделать без инвесторов и поддержки.
Новый проект - большие риски. Особенно у нас. Вы ведь занимаетесь бизнесом. Никогда не поверю, что вы купите кота в мешке. А любая абсолютно новая разработка и есть этот кот. Вот и ждем, пока крупные компании, которые могут пойти на риск, заинтересуются web 2.0 всерьез.
Возможно, я во многом неправ. Я обычный программист, который в свободное время балуется web-разработками (RSS Transform). Мне за это не платят ни копейки, да и не пользуется никто. Но ведь и делаю я это не из-за денег. Мне просто это нравится. Я уже вырос из возраста, когда кажется, что стоит только пошевелить пальцем, и весь web будет у твоих ног. Я люблю программирование. Для меня сейчас самый главный вопрос не "Зачем?", а "Как?". Я понимаю, что при таком подходе не сделать коммерческий проект.
Такими поделками, косвенно связанными с web 2.0-технологиями, занимаюсь не только я. Осталось создать условия для того, чтобы из них вырос Русский Web 2.0.
Интересно, что на той карте проектов web 2.0 есть флажок на Украине. Но при рассмотрении это оказывается совсем не украинский ресурс. Можно ли доверять такой карте?
На счёт веба 2.0 не понимаю почему все так всполошились? Ну нет в рунете его и что? Кому-то это мешает? Хочется что-то сделать - делай. Зачем шумиху-то поднимать?
На счёт веба 2.0 не понимаю почему все так всполошились? Ну нет в рунете его и что? Кому-то это мешает? Хочется что-то сделать - делай. Зачем шумиху-то поднимать?
Новый проект - большие риски. Особенно у нас. Вы ведь занимаетесь бизнесом. Никогда не поверю, что вы купите кота в мешке. А любая абсолютно новая разработка и есть этот кот. Вот и ждем, пока крупные компании, которые могут пойти на риск, заинтересуются web 2.0 всерьез.
-------
Надо не ждать, а как вы и делаете - создавать проекты и рассказывать о них. Не волнуйтесь, если проект интересен, вас увидят :) Но конечно, надо быть готовым к тому, что вас когда-нибудь спросят: "хотя бы салфеточный бизнес-план у вас есть? на чем будете зарбатывать деньги - на рекламе или на сервисах?" Вот и готовьте его заранее :)
Так что все-таки "зачем", а не "как" более главный вопрос. Жалко ведь, если трижды гениальная идея потом умрет.
-------
Надо не ждать, а как вы и делаете - создавать проекты и рассказывать о них. Не волнуйтесь, если проект интересен, вас увидят :) Но конечно, надо быть готовым к тому, что вас когда-нибудь спросят: "хотя бы салфеточный бизнес-план у вас есть? на чем будете зарбатывать деньги - на рекламе или на сервисах?" Вот и готовьте его заранее :)
Так что все-таки "зачем", а не "как" более главный вопрос. Жалко ведь, если трижды гениальная идея потом умрет.
Зачем шумиху-то поднимать?
-------------------------
Да при чем тут веб20, просто хочется проектов хороших и разных. Чтобы жить интереснее было :)
Отправить комментарий
-------------------------
Да при чем тут веб20, просто хочется проектов хороших и разных. Чтобы жить интереснее было :)
<< Home