21 февраля 2006

Бить или не бить?

Опубликовано в журнале "Компьютерра" №6 от 14 февраля 2006 года
http://offline.computerra.ru/2006/626/252562/
Каждый менеджер, не обязательно директор, ежедневно сталкивается с одной и той же проблемой - как стимулировать подчиненных к более активной работе. В больших корпорациях этими вопросами занимается кадровая служба (своя или аутсорсинговая), в которой работают психологи, социологи и прочие умники. За многие годы внутренней перестройки в компании обычно формируется не всегда стройная, но достаточно определенная система мотивации. С методами поощрения примерно ясно - это могут быть социальные пакеты (оплата медицинского страхования, мобильных телефонов, такси, билетов бизнес-класса), премии-бонусы за результат, перемещения по службе, опционы на покупку акций компании. С наказанием же (по крайней мере, для меня) всегда была загадка - кроме предупреждений, выговоров и увольнений других механизмов фактически не предусмотрено.
А ведь издавна известно, что пороть надо по субботам (замачивая розги в четверг). Это, разумеется, шутка, но мои сотрудники говорят, что я управляю ими с помощью кнута и пряника: "Кнут - когда наказываю, пряник - когда не наказываю". Как правильно поощрить и отметить одного сотрудника, не вызывая черной зависти у остального коллектива? Как наказать одного сотрудника, чтобы до всех остальных дошло, что так, как он, делать больше нельзя? Должно ли быть поощрение и наказание неотвратимо, как правосудие? Как с помощью правильной мотивации уменьшить процент текучести кадров до бесконечно малой величины?
Даже если у вас небольшая компания, с самого начала ее существования постарайтесь задуматься о штатном расписании, трудовых контрактах, в которых, соответственно рангу и должности, будут прописаны льготы для сотрудников. Мы, к примеру, об этом не подумали и сделали для всех одинаковый контракт. А теперь расхлебываем. Придется переделывать, куда деваться. Кстати, замечание, несколько не относящееся к проблемам мотивации. Не забудьте к трудовому контракту прилагать "Соглашение о нераспространении". Наверняка все сталкивались с уходом сотрудников вместе с частью клиентской базы, разглашением финансовой информации, нарушением авторских прав и т. п. Не поленитесь, покажите хорошему юристу ваши внутренние документы. Все-таки сани надо готовить летом.


Если в контрактах описаны льготы, описана методика получения бонусов и премий различными подразделениями, вам больше не надо беспокоиться о поощрении. Система, как ни странно, будет работать почти без вашего вмешательства. План, бюджет, подведение итогов - это просто математика, складывать и вычитать цифры ваши сотрудники способны самостоятельно. Они точно знают, сколько денежных бумажек им причитается в следующем квартале, если они перевыполнят план в десять раз.

Периодически наступает опасный момент, когда вы замечаете, что повышение зарплаты и выплата премии уже не радуют конкретного сотрудника. Он беспричинно грустит по три раза в день, мнется в коридоре перед вашей дверью и спешит исчезнуть при вашем приближении. Что происходит? Ему разонравилась его работа, ему предложили больший оклад и лучшую должность в конкурирующей компании? Если и правда так, то это самые простые и легко разрешаемые ситуации. Разговор по душам часа на два, выяснение обстоятельств дела и принятие решения о скорейшем переводе на другую, более интересную для него работу, записи в трудовую книжку слов "супер-заместитель главного дворника" возвращают человеку душевное спокойствие месяцев на десять.
Но если вы почувствовали, что дело не в том, что нет поощрений, а в том, что человек хочет, чтобы его поругали, наказали, - грош вам цена как руководителю. Каждый из нас во время работы (да и в жизни) совершает множество мелких и крупных ошибок. Когда вы находитесь внутри коллектива, часть этих ошибок остается без заметных последствий. Но это не означает, что у вас или у вашего сотрудника за определенный промежуток времени не накапливается чувства вины. Это и есть один из ключевых моментов управления людьми. Поругайте его (при этом не обязательно топать ногами и кричать), поругайте при нем других сотрудников за аналогичные ошибки (ему будет не так обидно), собирайте регулярные совещания, чтобы подчиненные могли поругать друг друга. Пройдет некоторое время, и вы поймете, что "пятиминутка гнева" не такая уж плохая выдумка.

Напоследок коротенькая история начала девяностых годов. Один мой приятель в те времена держал бензоколонку. Естественно, сотрудникам на территории нельзя было курить и уж тем более пить в рабочее время. Раз в три-четыре месяца он нанимал на работу человека, на первый взгляд явного алкоголика и бездельника. Ровно через два дня новый товарищ являлся с дикого похмелья (надо же было обмыть радость от устройства на работу) и тут же закуривал возле бензина. Собиралось общее собрание, и его с треском выгоняли. Следующие три месяца работа шла как по маслу. Нарушений не было.

Comments:
Привет, Феликс,

>Разговор по душам часа на два, >выяснение обстоятельств дела и >принятие решения о скорейшем >переводе на другую, более >интересную для него работу, >записи в трудовую книжку >слов "супер-заместитель главного >дворника" возвращают человеку >душевное спокойствие месяцев на >десять.

Тут стоит заметить что все зависит от "карты мотиваторов" конкретного сотрудника. Для кого то важна должность, для кого то деньги, кому то важна просто "стабильность" или, наоборот привязка к "результату", а кому то важно, чтобы его мнение выслушивали и обсуждали с ним его идеи. Исходя из мотиваторов и надо выбирать "кнут с пряником".

Кстати, "выругать прилюдно" на мой взгляд для большинства айтишников чревато демотивацией последних. А вот хвалить прилюдно - очень хороший "пряник".
 
>Кстати, "выругать прилюдно" на мой >взгляд для большинства айтишников >чревато демотивацией последних. А вот >хвалить прилюдно - очень >хороший "пряник".

Это зависит от того, чего ты хочешь добиться. Если повышения лояльности к компании и руководству - то хвали прилюдно, если повышения производительности труда, выполнения заданий, больших доходов компании и, опосредованно, этому человеку - лучше поругай. Он потом тебя поймет, хотя вначале и обидится. А вот если хвалить прилюдно, то обидятся все остальные. Естественно, способы надо соединять, но кнута должно быть 80%, а пряника - 20%. Думаю, что это оптимальное соотношение :)
 
Мысль понятна, но есть встречные вопросы-контраргументы, надеюсь при личной встрете обсудим, за чашечкой чего нибудь ;)

Кстати, есть ведь еще разница в управление смешанным коллективом, и сугубо женским. В Софткее сейчас какая пропорция?
 
ну равно как и чисто мужским :)
В Софткее сейчас примерно 60/40 с преобладанием женской половины.
 
Ох, хороший пост :)
Ну и комменты тоже, особенно про соотношение кнута и пряника.

Еще бы подробнее про:
"Если в контрактах описаны льготы, описана методика получения бонусов и премий различными подразделениями, вам больше не надо беспокоиться о поощрении. Система, как ни странно, будет работать почти без вашего вмешательства. План, бюджет, подведение итогов - это просто математика, складывать и вычитать цифры ваши сотрудники способны самостоятельно. Они точно знают, сколько денежных бумажек им причитается в следующем квартале, если они перевыполнят план в десять раз."

этот момент. Ну наверное лучше лично? ;)
 
Отправить комментарий

<< Home

This page is powered by Blogger. Isn't yours?